ISO поддоны: размеры и особенности
Поддоны — это деревянная конструкция, которая используется для перевозки и хранения грузов. Причём указанное наименование означает определённый вид тары, который должен соответствовать конкретным техническим требованиям. Стандартизация в настоящем затрагивает следующее:
- тип тары, что позволяет правильно подбирать её под подходящее транспортное средство в зависимости от рода нагрузок;
- размер, обычно он обозначается в мм и см, дюймы встречаются реже и в международных стандартах;
- материал — поддон может быть деревянным, металлическим, пластиковым;
- вес самого изделия, указывается в кг;
- клеймо — EPAL или EUR означают соответствие европейским стандартам, при наличии такой маркировки оформлять отдельно сертификат уже не требуется.
Необходимо отметить, что все стандарты можно условно разделить на международные и ГОСТ. При этом национальные могут быть устаревшими (например, некоторые принимал ещё Государственный комитет при СССР), часть их них всё ещё действует, другие утратили свою актуальность. И в силу того, что стандартные требования могут быть разнородными, нужно обращать внимание на корректность использования тех или иных терминов.
Например, в международных нормативно-правовых актах можно найти указание на упаковку ISPM. Далеко не все в курсе, что так называют в том числе и поддоны, которые используются для организации перевозок между странами.
Кому нужно вникать в тонкости стандартизации поддонов?
Бытует мнение, что изучение конкретики в отношении стандартов по европаллетам необходимо в первую очередь тому, кто занят производством данной тары. А остальным достаточно знать, что самый часто встречающийся плоский поддон — 1200х800 мм, и если на нём есть клеймо, то данная тара успешно прошла различные испытания.
Но на самом деле это не так. Владение информацией помогает подобрать товар, оценить качество. Понимание того, что означают те или иные определения в международных стандартах относительно национального законодательства позволяет подыскать идентичные нормативы. И вся эта информация применяется не только производителями. Её обработка важна тем, кто занимается штабелированием поддонов на складах, отслеживанием характеристик по мере хранения, работой с погрузчиком.
На данный момент приведение национальной нормативно-правовой базы в соответствие с международной находится всё ещё в процессе. Разрабатывают подходящие акты, с помощью которых можно будет контролировать оборот таких поддонов. И пока должное регулирование не введено, корректное использование стандартов и мониторинг этих вопросов — ответственность всех, кто так или иначе соприкасается с поддонами.
Что означает ISO 6780?
Международные стандарты ISO (Pallets for materials handling) — это основные источники регулирования производства и обращения такой тары. При внимательном изучении таблицы ISO 6780 можно увидеть, что норматив регулирует размеры тары, которые изменяются в зависимости от региона распространения. Итак:
- Северная Америка — 1016 × 1219 мм. Это один из самых популярных вариантов по габаритам, хотя далеко не единственный.
- Европа и Азия — 1000×1200 мм, но такие размеры чаще приписывают американским паллетам.
- Северная Америка, Азия и Европа — 1067×1067 мм, универсальный вариант.
- Австралия — 1165×1165 мм. Типичный поддон для этого континента.
- Азия — 1100×1100 мм, тоже часто встречается в указанной части света.
- Европа — 800×1200 мм, по размерам подходит большинству дверных проёмов на складах.
- Финляндия — 1000×1200×144 мм. Поддон с такими габаритами получил название «финского», хотя может быть произведён далеко не только в этой стране.
Знание стандартов позволяет понять, каким требованиям должен соответствовать поддон, как его хранить, применимо ли пакетирование, как оценивать состояние. Поэтому игнорировать важность нормативных актов однозначно не стоит.