Чем отличается поддон от паллета?
Очень часто можно услышать, что деревянную конструкцию, которую используют для перевозок груза, называют поддоном или паллетом. Часто эти слова используются как синонимы. Однако на самом деле речь идёт не просто о разных словах, которые обозначают одно и то же. Многие производители уверены, что различия всё же имеются. Правда, есть и другая точка зрения: некоторые полагают, что поддоны и паллеты — это всё же разные виды одной тары. Поэтому нужно разбираться.
Что такое поддоны?
В первую очередь стоит определиться с тем, что собой представляют поддоны, поскольку этот термин используется по отношению к данной таре гораздо чаще. По сути, так называют деревянные конструкции из досок, которые созданы по европейскому стандарту размера 1200 на 800 мм. Ещё один распространённый вариант наименования — европоддон.
Данная конструкция используется для хранения и транспортировки различного рода товаров. При этом грузоподъёмность изделия колеблется в пределах до 1500 кг. Европоддоны изготавливаются также и по русскому стандарту ГОСТ 9078-84. Этот вид тары особенно популярен в России, поскольку в качестве основного материала для производства используется дерево.
Собственный вес европоддона — от 15 до 20 кг. Международная установленная толщина (высота) — 144 мм, однако бывают и отклонения. Обычно поддоны предназначены для перемещения, но в некоторых случаях их используют как подставку, то есть для хранения.
Такой вид конструкции — многоразовый. Деревянные поддоны хороши ещё тем, что после окончания использования по основному назначению их часто отправляют в переработку. Например, в России буквально по всей стране из крепких ещё досок изготавливается уличная мебель, временные ограждения и другие виды продукции. Поэтому в РФ в качестве складского оборудования и инвентаря охотнее берут именно деревянные поддоны.
Что такое паллеты?
Для начала нужно разобраться с самим понятием. Оно образовано от английского слова pallet. По поводу слова существует спор. Строго говоря, правильное написание — «палет», но на практике можно встретить разные варианты. Данный вид тары может соответствовать различным стандартам.
Паллеты от поддона отличаются спецификой внутренней конструкции. У них по-другому установлены блоки, благодаря чему возможно использование вилочкового погрузчика. Это обеспечивает ускоренное проведение разгрузочно-погрузочных работ.
Также паллеты бывают разной формы, прямоугольными и квадратными, широкими и суженными. Они могут быть не только плоскими, но и с бортами. То есть жёстких единых параметров в данном случае нет. Главное, чтобы погрузка на транспортное средство не представляла собой особой сложности и не требовала помощи людей, а могла быть автоматизированной.
Паллеты в настоящее время делятся также по виду материала. Они могут быть:
- Деревянными. Это довольно спорный момент, можно ли такой вид тары отнести именно к паллетам. Некоторые производители всё же выделяют деревянные паллеты, которые отличаются, как уже и было сказано выше, особенностями конструкции.
- Металлическими. Они относятся к специальным разновидностям тары, способны легко выдерживать повышенную нагрузку. Как правило, для перевозки таких паллет выделяют грузовой транспорт, поскольку в большом количестве они сами по себе немало весят.
- Пластиковыми. В настоящем они уже стали практически стандартными, обычными, хотя ещё несколько десятков лет назад такая упаковка почти не встречалась. Их изготавливают из качественного пластика, способного выдержать серьёзную нагрузку. Довольно широко используются для хранения и перевозки грузов во влажной среде. Нетребовательны к расположению на складе, что является ещё одним аргументом в пользу их производства.
- Картонными. Если точнее, то такие поддоны делают из гофрокартона. По сути, они являются одноразовыми, для длительного использования априори не предназначены. Но это довольно удобный вариант в тех случаях, когда нужно отправить товар вместе с поддонами, а использовать дорогостоящую тару не хочется, как и тратиться на её возврат. Для защиты от влаги конструкции из гофрокартона лучше всего использовать плёнку. В сложенном виде такие изделия много места не занимают.
Как можно увидеть, разновидностей данной тары представлено на рынке довольно много. Однако всё же существует мнение, что паллеты и поддоны — это два слова, которая обозначают одно и то же понятие.
Какое ещё понимание различий между поддонами и паллетами существует?
Жёстко понятия «паллеты» и «поддоны» в стандартах не зафиксированы, сами по себе исчерпывающе не раскрыты. Поэтому каждый производитель и эксперт в области такой тары может обзаводиться собственным мнением. Существует позиция, согласно которой «поддоном» можно называть непосредственно саму тару, вне зависимости от специфики её конструкции, стандартов, материала и прочего.
А «паллета» (именно в женском роде) — это поддон с грузом, причём последний на нём обычно прочно зафиксирован. И синонимом слову «паллета» будет «паллетный борт», если говорить именно о значении термина.
В таком случае путаницы никакой нет. То есть когда используют понятие «поддона», то нужно понимать, что речь идёт именно о таре, о пустой конструкции, о её характеристиках. А «паллеты» предполагает уже оперирование гружённой тарой, и тут надо уделять внимание самому товару.
Такое разделение понятий действительно может быть вполне оправданным. Ведь в этом случае обеспечение условий хранения тары или же количество единиц пустого поддона, которое может поместиться в фуре грузовика — это одно. А всё то же самое уже с грузом требует совсем другого подхода к проведению расчётов, что желательно разделять.
Но необходимо отметить, что на практике сейчас поддоны и паллеты чаще всего используются как синонимичные конструкции. Поэтому в любом случае необходимо уточнять, идёт ли речь о таре с грузом или без него. Это позволит избежать недоразумений.