ГОСТ 18343-80: поддоны для кирпича и керамических камней
Перевозка кирпича и керамических камней должна проводиться по определённым стандартам. В частности, для этого используется специальная тара. Она может изготавливаться по стандарту ГОСТ 18343-80. Он регулирует производство плоских деревянных и деревометаллических, которые предназначены для перевозки и хранения соответствующего груза. Нужно отметить, что в РФ ГОСТ 18343-80 в настоящем не применяется. Вместо него используется стандарт ГОСТ 530-2012. Он регулирует изготовление и перевозку кирпича и керамического камня.
Однако ГОСТ 18343-80 всё ещё может использоваться в некоторых странах ЕАЭС. Плюс многие параметры, которые указаны в этом стандарте, применяются в других, затрагивающих так или иначе перевозку или хранение (или и то, и другое) кирпича и керамического камня. Также отдельные производители могут по желанию использовать стандарты, указанные в данном ГОСТе. Поэтому если вы работаете с поддонами для соответствующего груза, его стоит учитывать.
Какие бывают поддоны для перевозки кирпича?
ГОСТ 18343-80 устанавливает целый ряд поддонов (несколько видов), которые отличаются материалом, габаритами, грузоподъёмностью и весом. Речь идёт о поддонах на опорах:
- ПОД — деревянный. Грузоподъёмность равна 0,75 тонн. Номинальные размеры настила — 520 х 1030 мм. Вес конструкции составляет 22 кг.
- ПОМ — металлический поддон. Грузоподъёмность составляет 0,75 тонн. Номинальные размеры — 520 х 1030 мм. Масса конструкции — 22 кг.
- ПОД — деревянный. Грузоподъёмность равна 0,9 тонн. Номинальные размеры — 770 х 1030 мм. Масса конструкции — 25 кг.
- ПОМ — металлический. Грузоподъёмность равна 0,9 тонн. Номинальные размеры — 770 х 1030 мм. Масса конструкции — 30 кг.
Также есть ПКДМ — деревометаллический подъём с крючьями. Грузоподъёмность составляет 0,75 тонн. Номинальные размеры — 520 х 1030 мм. Масса конструкции — 25 кг.
Выше указаны стандартные размеры. Однако от них возможны отклонения. Например, допустимо изготовление и применение для доставки кирпичей поддонов с размерами 750 х 1300 мм. Главное требование — у заказчика должны быть в наличии грузозахватные приспособления, которые обеспечивают безопасность при подъёме пакетов кирпича.
Вопрос обозначения поддона
В стандарте указаны данные по обозначению поддонов. В частности, оно должно состоять из букв, которые означают тип поддона. Например, ПО — это на опорах, а ПК — с крючьями в конструкции. Следующие буквы указывают на материал, который используют для производства. Это:
- Д — деревянный. Стандартный вариант для такой тары.
- М — металл. Наиболее прочный, однако редко встречается, тяжёлый.
- ДМ — деревометаллический. Можно назвать компромиссом.
Среди обозначений есть ещё и цифры, которые указывают на размер настила поддона в миллиметрах. Также важно, чтобы была обозначена грузоподъёмность. Плюс важно, чтобы имелась отсылка на стандарт.
Поддоны с учётом транспорта
Подбор поддонов зависит не только от груза, но и от вида транспорта. Исключительно для автомобилей подходят поддоны с крючьями по торцам. А вот поддоны (ПО) с треугольными упорами и на поперечных опорных брусках являются основными. Они предназначены для проведения погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки грузовыми машинами, по железной дороге или же по воде.
В качестве примера для наглядности можно указать такое обозначение: ПОМ —- 770 х 1030 — 0,9 тонн — ГОСТ 18343-80. Эта расшифровка скажет всё тем, что регулярно работает с подобной продукцией.
Что нельзя допустить при производстве поддонов?
В стандарте указано, что нельзя допускать при производстве поддонов. Речь идёт о следующем:
- Разность длин диагоналей не должна превышать 10 мм.
- Необходимо следить за тем, чтобы не было сквозных зазоров в местах соединения опор с настилом.
- Не должно быть отклонений поверхности настила от плоскости больше 5 мм.
- Уступы между элементами настила по высоте по лицевой стороне не должны быть больше 2 мм.
Деревянные детали таких поддонов нужно соединить гвоздями по ГОСТу 4028-63. Важно, чтобы головки гвоздей не выступали из поверхности настилов и брусков. При этом острые концы таких гвоздей должны быть загнуты и утоплены в древесину поперёк волокон.
Технические требования
Учтите, что деревянные детали поддонов должны быть сделаны не ниже 3 сорта древесины хвойных пород и не ниже 2 сорта пород лиственных. Для оценки качества такого материала нужно использовать профильные ГОСТы.
К доскам настила, упорным и опорным брускам должны применяться определённые требования. Важно, чтобы они были цельными, обрезными. По поводу конкретных требований:
- Влажность древесины — не больше 22%.
- Отсутствие сучков в местах стыков и на наружных кромках крайних досок.
- Отверстия от выпавших сучков надо заделать пробками на водостойком клее.
- Торцы досок настила и брусков нужно опилить под прямым углом. Важно, чтобы в них не было сквозных трещин и сколов.
- Наружные рёбра брусков и досок настила нужно притупить посредством снятия фаски.
- Большое внимание уделяется надёжности строповочных крючей и деталей. Для них желательно брать сталь полуспокойной или же спокойной плавки.
- Сварные швы должны быть по размеру и по форме такими же, как и указано в рабочих чертежах. Очень важно их грамотно очистить от брызг металла и шлака. При этом необходимо, чтобы поверхность была гладкой или мелкочешуйчатой. Переход к основному металлу должен быть плавным.
По договорённости с потребителем можно на наружные металлические части нанести средство от коррозии и (или) лакокрасочный состав. Это увеличит общий срок службы такого поддона, сделает его более прочным. Плюс он будет защищён от негативного воздействия повышенной влажности. Подобный упор именно на прочности в данном случае сделан специально. Ведь кирпич и керамический камень довольно чувствительны к ударам. Поэтому если поддон под весом груза рассыпается, это может серьёзно повредить товару. Так что учитывать характеристики данного ГОСТа для оценки качества тары однозначно не помешает.